Довольно часто в семье бывает один ребёнок, а это значит, что свой первый опыт общения он получает в детском саду. В традиционных детских садах ребёнок ходит в группу, где собраны дети одного возраста. Получается, что его круг общения, кроме взрослых, ограничивается только сверстниками. В таких условиях воспитатель вынужден учить детей определённым нормам поведения как с младшими, так и со старшими. А поскольку дети, общаясь в основном с ровесниками, не имеют возможности применить эти нормы на практике, они плохо усваиваются и ребёнок, придя в школу, далеко не всегда хорошо адаптируется.
Альтернативой традиционным моновозрастным группам, по нашему мнению, являются разновозрастные. Такая группа — живой социальный организм, большая дружная семья.
В ней есть старшие дети «без пяти подготовишки» и малыши трёх лет. Как в настоящей семье, здесь всё в движении, в развитии. Дети растут, меняются: старшие уходят в предшкольную группу, «несмышлёные малыши» постепенно становятся старшими в группе и уже сами опекают маленьких.
В такой группе у ребёнка есть возможность меняться. Даже если ребёнок робок и тих, наступает такой момент, когда он становится старшим в группе. Он — на виду, к нему прислушиваются, от него ждут помощи младшие дети и наставники. В этот момент наш робкий и тихий воспитанник самым естественным образом может взять на себя ответственность, решиться стать помощником наставника и помочь новым детям освоиться в группе.